Перейти к основному содержанию

Водителям разрешат уезжать с места ДТП

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил изменения в Правила дорожного движения. Изменения направлены на упрощение процедуры оформления ДТП. Медведев подчеркнул, что до сих пор в случае аварий многие автомобилисты, во избежания проблем со страховым компаниями, предпочитали дождаться автоинспекторов, это создавало огромное количество пробок на дорогах и создавало лишнюю нагрузку на ГИБДД. Правительство разрешило покидать место аварии без вызова сотрудников ГИБДД, если пострадавшей стороной стал фонарный столб или другое препятствие, а также если оба участника сумели договориться на месте. Постановление правительства подписано, но вступит в силу только с 1-го июля следующего года.

Для автовладельцев, являлось большой проблемой если он въехал в столб, ограждение или другое препятствие. Он к этим препятствиям претензий не имел, как и препятствия к нему. Но все равно в этой ситуации водителю требовалось вызывать ГИБДД и оформлять аварию. Иначе его можно было посчитать скрывшимся с места ДТП.

Сколько происходит мелких аварий, царапины и незначительные повреждения. Виновный сам понимает, что виноват, например задел коллегу по пробке и готов рассчитаться на месте, но правила дорожного движения не позволяют это сделать. Как итог - оба томятся, перегораживая дорогу в ожидании ГИБДД. А за ними выстраиваются километровые пробки. Для того чтобы не собирать пробки на пустом месте, чтобы не дергать гаишников на аварии, которые выеденного яйца не стоят, и были приняты эти изменения в правила дорожного движения.

Теперь в главном документе для водителя будут прописаны в подробностях все случаи, при каких он должен дожидаться прибытия на место сотрудников ГИБДД, а в каких можно разойтись без участия уполномоченных органов.
То есть по-прежнему не стоит трогаться с места, если пострадали люди. Все, вплоть до разлетевшихся по дороге запчастей, зафиксировать на видео или фото. Вызвать полицию и "скорую". Если нельзя пострадавших отправить в клинику на попутках, то отвезти их самому, а потом вернуться на место. Предварительно записав данные очевидцев. В случае если автомобили перегородили проезд других транспортных средств, то зафиксировать расположение машин на фото или видео, разлет деталей, после чего освободить проезжую часть и ждать ГИБДД. В случае мелкой аварии необходимо позвонить в ГИБДД, рассказать обстоятельства и следовать инструкциям. Если вы въехали в дерево и никто, кроме него и вашего автомобиля, не пострадал, то можно будет не беспокоить ГИБДД. Можете уехать с места происшествия - уезжайте. Это проблемы вашего автомобиля, вашего кошелька и поврежденного дерева.

Но самое важное, что дают поправки в правила дорожного движения - возможность договориться на месте с другим участником происшествия. Если повреждения незначительные, если нет пострадавших, если вам не хочется усугублять свою страховую историю и вы можете возместить ущерб владельцу пострадавшей машины, то теперь у вас появилось право на этот шаг. Если у обоих участников ДТП отсутствует необходимость в оформлении аварии, они получат право разъехаться. Такое право освободит сотрудникам ГИБДД время на другие происшествия, на их оформление, на регулирование движения и реагирование на иные обращения граждан. При этом у них всегда есть возможность убедиться, скрылся автомобиль с места аварии или нет.

На данный момент до вступления в силу изменений в ПДД, для водителя существует три способа уехать с места ДТП, без юридических последствий для себя.

Первый: вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД.
Второй: если в аварии не пострадали люди, столкнулись только две машины и у участников ДТП нет разногласий в обстоятельствах аварии, то можно проехать на ближайший пост или в ближайшее подразделение дорожно-патрульной службы.
Третий: если не пострадали люди, в аварии участвовали две машины, водители которых застрахованы по ОСАГО и они не спорят по поводу обстоятельств ДТП, то можно оформить Европротокол. То есть не вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД, а самим заполнить извещение о ДТП, после чего разъехаться по домам.

Однако нужно понимать, что в данной ситуации страховая компания выплатит максимум 50 тысяч рублей, для тех, кто застрахован после 2 августа. Для тех, у кого "старая" страховка - 25 тысяч рублей. С 1 октября вступит в силу новый лимит по материальному ущербу по ОСАГО - 400 тысяч рублей. В его пределах получат право на возмещение ущерба по Европротоколу те, кто застраховался после 1 октября, при этом если ДТП произошло только в границах четырех экспериментальных регионов - Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область.

Но, чтобы претендовать на выплаты в порядке эксперимента, автомобилистам придется обзавестись дополнительно спецтехникой. Воспользоваться Европротоколом можно, если в аварии только два участника, пострадали только их автомобили, нет жертв, оба застрахованы по ОСАГО и пришли к согласию с обстоятельствами происшествия. Однако для Европротокола по максимальной выплате требуется еще, чтобы оба участника аварии были застрахованы после 1 октября 2014 года, все повреждения были зафиксированы средствами фотовидеосъемки, исключающей их корректировку, а также предоставления данных, полученных с помощью спутниковой навигации. Без этих данных участники ДТП смогут претендовать не более чем на 50 тысяч рублей.

Вполне понятно, что воспользоваться на практике "безлимитным" Европротоколом с октября водители не смогут. Поэтому и была дана отсрочка по вступлению соответствующих поправок в правила. На рынке, по данным компании, которая занимается развитием систем ГЛОНАСС, есть множество различного оборудования для фиксации факта ДТП. Но отвечающего требованиям поправок в Закон об ОСАГО нет. Потому что нет пока еще самих требований. Они находятся в стадии разработки. Важно, чтобы это оборудование не только соответствовало законодательным требованиям, но и было доступным для автовладельцев. Принцип некорректируемой передачи данных должен быть простым, удобным для водителя и максимально автоматизированным, чтобы сократить время оформления наиболее распространенных аварий.